Таинственный
"Некрономикрон"
Галина Сиднева
НЛО 16,2002
В Южной Америке есть удивительные пещеры, связанные бесконечными
запутанными переходами - так называемые чинканас. Эти пещеры практически
не исследованы, кроме разве что ближайших к поверхности земли.
Людская молва прославила чинканас как одно из мест, где следует
искать пропавшее золото инков.
В подземные лабиринты ведут многочисленные входы - гроты, пещеры,
расселины, провалы. Но с некоторых пор по распоряжению властей все
они наглухо закрыты решетками. Вход в пещеры строго запрещен, так как
в темной глубине чинканас бесследно пропали десятки безвестных
авантюристов, которых загнали туда легкомыслие любопытство и жажда
наживы. Выбраться из жутких пещер удалось лишь немногим. Но и эти
«счастливчики» навсегда повредились в рассудке после отчаянных
блужданий в кромешной тьме. Из отрывочных рассказов спасшихся
пленников подземного мира с трудом можно понять, что их напугали до
полусмерти неизвестные живые существа, с которыми они сталкивались в
темных лабиринтах. Эти «пещерные драконы», по словам немногочисленных
очевидцев, похожи одновременно и на человека, и на змею или ящерицу.
Современному здравомыслящему человеку обычно не приходят на ум
подобные фантазии, но в древних культурах Южной Америки, Индии и
Гималаев «человеке-змеи» и «человекоящеры» были привычной частью
представления об окружающем мире. Народные легенды рассказывают о
нагасах - живущих под землей полулюдях-полузмеях. По индийскому
поверью нагасы хранят в своих пещерах накопленные ими несметные
сокровища. Холоднокровные как ящерицы, эти существа не способны
испытывать человеческие чувства. Они не могут сами согреться и крадут
тепло, телесное и душевное, у других живых существ. Дети нагасов
оставили свой след в истории человечества они принесли в мир обман,
притворство, страх, смуту. В Южной Америке о подземных челове-козмеях
рассказывают легенды индейцев хопи. Чудовища, живущие под землей,
сделал героями своих рассказов писатель Говард Лавкрафт, ставший
родоначальником и классиком фантастических триллеров в литературе.
Однако, если сопоставить его литературные тексты с рассказами
полубезумных очевидцев, спасшихся из пещер, бросается в глаза
поразительное сходство описаний. Невольно возникает подозрение, что
Лавкрафт когда-то в юности тоже видел человекозмей и пережитый ужас
навсегда остался в его памяти и наложил отпечаток на всю жизнь и
мрачное творчество.
Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 вгуста 1890 года в Новой Англии
- в ороде Провиденс штата Род-Айленд. Он был из небогатой семьи, и
получил самое заурядное образование, но мать Лавкрафта могла
проследить свою родословную до некоего Джорджа Филлипса прибывшего в
Массачусетс в 1630 году, и очень гордилась своим «хорошим происхождением».
В биографии Говарда Лавкрафта не было ярких событий и экзотических
путешествий. Он жил очень уединенно, редко встречался с друзьями и
коллегами-литераторами из Америки и Европы, но вел исключительно
большую переписку.
Лавкрафт умер 15 марта 1937 года. Его творческое наследие невелико
- 40 рассказов и 12 повестей, опубликованных при жизни автора в
разных журналах. Биограф Лавкрафта Джорджио Манелли писал о нем:
"Лавкрафт ничего не хотел придумывать, он считал себя
добросовестным хроникером подземного мира и хотел живописать
подлинный ужас. Заслуга Лавкрафта в том, что он сочинил и развил
целую мифологию - описание замкнутого, разнообразного и кошмарного
мира. Сотворение мифа - это, пожалуй, непосильная задача для одного
человека, но это все-таки достойная тема для честолюбивого и
незаурядного писателя».
При построении собственного мифа «Зов Ктулху» Лавкрафт исходил из
убеждения, что человеческое существо преисполнено ужаса перед всем
неизведанным, грозным и враждебным в неизмеримых глубинах Космоса.
Задолго до современных теорий о космическом происхождении
человеческой цивилизации, о высадке на Земле инодланетян Лавкрафт
описал существа внеземной расы с таким подозрительным реализмом, что
возникает догадка он видел пришельцев и контактировал с ними. Он
рассказал о космических сущностях населявших Землю миллионы лет назад
и снова улетевших в другие миры. Эти твари якобы настолько ужасны и
так не соответствуют человеческим представлениям о разумных
существах, что увидевший их человек сразу же умрет или потеряет
рассудок. По Лавкрафту, они даже не злые - просто слишком другие,
чужие и непохожие, и контакт с ними для людей абсолютно невозможен. В
произведениях странного писателя то и дело упоминается таинственная
запретная книга, рассказывающая о доисторических ужасающих «звездных
богах». Повествование об истории «Зов Ктулху» писатель назвал
«Некрономикон» -«Книга мертвых имен».
«Некрономикон» написан в VIII веке до нашей эры одержимым поэтом
из Санаа в Йемене, который искал руины Вавилонской башни и исследовал
таинственные подземелья Мемфиса Около 950 года н. э. Это загадочное
произведение перевели на греческий язык в Константинополе, и оно
тайно распространялось в Европе и на Востоке. По приказу отцов
христианской церкви «Некрономикон» сожгли, но некоторые списки
уцелели. В средние века, в 1228 году, явился латинский перевод этого
еретиского труда, напечатанный потом в XV в. в Германии и в XVII
веке, вероятно, в Испании. Отдельные фрагменты из греческого перевода
опубликовали в XV веке в Италии. Один экземпляр латинского перевода V
века хранится в Британском музее, еще Годин есть в Париже в
Национальной библиотеке. Один экземпляр XVII века попал в библиотеку
в Гарварде, и в Буэнос-Айресе тоже есть свой экземпляр. Безусловно
существуют и другие копии «Некрономикона», которые тайно хранятся в
разных местах. В большинстве стран руководители религиозных конфессий
предписывали изъятие и уничтожение вредной книги, потому что ее
чтение неизбежно приводит к ужасающим последствиям.
Многочисленные историки и литературоведы постарались представить
«Некрономикон» фантастической книгой или плодом болезненного
воображения самого Лавкрафта. Однако «Некрономикон» нашел своих
читателей и почитателей и занял прочное место среди оккультной литературы.
Там, кроме всего прочего, есть формулы заклинаний, с помощью которых
можно открыть «великие древние врата» в пространстве и времени, чтобы
пришельцы вернулись на Землю. Но это будет означать неизбежную гибель
человеческой цивилизации.
Что подтолкнуло Лавкрафта к написанию его рокового
«Некрономикона», можно только догадываться. Он был скрытным человеком
и никому не рассказывал о тяжелом потрясении, вероятно пережитом им.
Во всяком случае, содержание древних сказаний о нагасах или мифы
индейцев хопи вряд ли могли стать причиной почти затворнического
образа жизни писателя - что-то другое, гораздо более личное изменило
его жизнь. Через все рассказы Лавкрафта проходит неописуемый,
неизъяснимый ужас человека, оказавшегося лицом к лицу с каким-то
сверхъестественным чудовищем.
---------------------------------------------------------------------------
|