Нельзя сказать, что Говард Филлипс Лавкрафт незнаком российскому читателю.
Худо-бедно, его переводили и печатали, но ещё совсем недавно мало кто
знал, что именно Лавкрафт (наряду с лордом Дансейни) является одним из родоначальников столь
любимого народом жанра "мистической" фэнтези.
Более того, "хоррор", прочно ассоциирующийся у нас с именем Стивена Кинга, во
многом именно Лавкрафту обязан своим
становлением и популярностью. В его произведениях черпали вдохновение
целые поколения фантастов, а сюжеты не единожды перерабатывались не
только в литературе, но и в кинематографе. И уж тем более вряд ли массовый читатель причислял Лавкрафта к классикам. В то время как за океаном
он считается таковым без каких-либо скидок, наряду с Брэдбери, Азимовым и Саймаком.
Книга, открывшая новую серию
издательства АСТ, к сожалению, не сопровождена даже краткими
сведениями об авторе. Зато здесь под одной обложкой собраны
одиннадцать произведений, которые стоят в ряду лучших в творческом
наследии Лавкрафта. Среди них можно
выделить повести "Хребты Безумия", "Тень над Инсмутом", "В поисках Кадата неведомого" и "Герберт Уэст -
воскреситель мёртвых", с которой
писатель в своё время дебютировал в литературе.
Отличительной особенностью письма Лавкрафта, кроме безудержной фантазии, является
неповторимый стиль. Во многом он напоминает "безумного
Эдгара" По, мистические рассказы которого оказали на Лавкрафта большое влияние. Но, прежде всего,
"это мемуары писателя-визионера", как точно подмечено в
аннотации к данному однотомнику. Часто произведение строится как
отчёт, или скорее исповедь, автора, повествующего о пережитых им
ужасных приключениях. Бросается в глаза преобладание описания над
действием, практически отсутствует прямая речь, поэтому поклонникам
Дина Кунца и раннего Кинга эта книга вряд
ли понравится. Лавкрафт всячески стремится
передать собственное отношение ко всему происходящему, что у него прекрасно получается - иногда ловишь себя на
мысли, что читаешь повесть как документальное свидетельство. В эссе
"Сверхъестественный ужас в литературе" Лавкрафт
писал: "Те, кто хочет читать подобные книги, должны обладать
богатым воображением и способностью отрываться от
действительности". Здесь писатель максимально упростил задачу
читателя.
Создавая до невероятности плотные
тексты, читая которые ощущаешь каждое движение, словно пытаешься
бежать в воде, Лавкрафт стремился
рассказать всю историю до конца, не оставляя никаких
"хвостов". Возможно поэтому он не
страдал "серийностью", ставшей настоящим бичом современных
авторов фэнтези. Однако практически все его
произведения связаны друг с другом Аркхемом
- небольшим городком в Новой Англии, ставшим своеобразным Макондо Говарда Лавкрафта. С одной стороны, переходя из повести в
повесть, он лишает произведение определённой части достоверности, не
позволяя читателю до конца поверить в то, что описываемые события
происходили с автором. С другой - иногда лишь упомянутый вскользь, он
серой тенью встаёт на периферии обозримого,
становясь чем-то таинственным, загадочным и даже пугающим. А именно
об этом все произведения Лавкрафта, читая
которые поначалу может показаться, что автор страдает тяжёлой формой
ксенофобии. Но дальше понимаешь, что это не более чем продуманный
элемент повествования. Всячески подчёркивая страх и отвращение, с
которым столкнулся бы человек при встрече с неведомыми существами, ни
сколько не похожими на него самого, Лавкрафт
неожиданно выводит на сцену новых монстров, полностью затмевающих
первых. Глядишь, а те, что были раньше уж и не кажутся больше такими
ужасными. Таким оригинальным способом писатель приучает к
своеобразной расовой терпимости. Однако отнюдь не этот мотив является
базовым для творчества Лавкрафта. Основная
мысль, присутствующая, пожалуй, во всех его произведениях, сводится к
тому, что, наверняка, существуют силы неведомые человечеству, но куда
более могущественные. И людям, какой-то непонятной милостью природы
так легко ставшим доминирующим видом на планете, не стоит быть такими
самоуверенными, дабы разочарование не было особенно ужасным.
Безусловно, со времён Говарда Лавкрафта
фантастическая литература значительно изменилась и сейчас многим
представленная книга может показаться архаичной и не интересной.
Поэтому вряд ли "Тень из безвременья" ожидает коммерческий
успех. Тем, кто запоем читает "ужастики" едва ли можно
порекомендовать купить этот сборник, всё равно не дочитают. Прежде
всего, он предназначен для людей интересующихся классикой жанра, его
корнями. Впрочем, как и вся серия.
---------------------------------------------------------------------------
|